суббота, 2 октября 2010 г.

4 аспекта греха

С любой точки зрения, грех - это плохая весть. Среди его последствий - четыре неизбежно сопутствующие явления, которые гарантируют страдание и горе миру, попавшему к нему в плен.

Во-первых, в основе греха лежит эгоизм. Основная черта падшей человеческой природы - это возвышение себя, своего "эго". Когда сатана пал, он ставил свою собственную волю выше Божьей, повторяя: "Взойду..." (Ис. 14:13-14). Человек впал в подобное своеволие, когда Адам и Ева начали ставить свое собственное грешное понимание добра и зла выше ясных Божьих указаний (Быт. 2:16-17; 3:1-7). Человек по природе своей ориентирован на себя и склонен идти по своему собственному пути. Он выпячивает свой эгоизм настолько сильно, насколько позволяют обстоятельства и терпение общества. Когда своеволие необузданно, человек рассматривает все и всех вокруг себя только с точки зрения личной выгоды. Когда друзья, товарищи по работе или супруг прекращают обеспечивать то, чего от них ждут, их выбрасывают, как пару сношенных туфель. Большая часть современного Западного общества настолько преисполнена самоуважения и самодовольства, что почти каждое желание рассматривается им как законное.

Сегодня цель жизни многих людей не поднимается выше постоянного самоублажения. Каждый предмет, каждая идея, каждое обстоятельство и каждый человек рассматриваются в свете того, как это может помочь достижению собственных целей и увеличению благосостояния. Вожделенное желание богатства, собственности, славы, влияния, а также физические склонности побуждают людей извращать все, чем они обладают, и развращать каждого, кого они знают. Работа - это не более чем необходимое зло, с которым мирятся, чтобы оплачивать свои прихоти. Как часто отмечается, постоянно существует опасность любить вещи и использовать людей, вместо того чтобы любить людей и использовать вещи. Когда люди поддаются подобному искушению, стабильные и преданные взаимоотношения между ними становятся невозможными. Человек, поглощенный своеволием и занятый только собой, все более и более теряет способность любить, поскольку растет его желание обладать, а желание давать ослабевает. И когда альтруизм уступает место эгоизму, человек теряет источник настоящей радости.

Эгоистичная жадность постепенно отчуждает человека от других людей, включая даже тех, кто ближе и дороже всего. А в итоге - одиночество и отчаяние. Все, чего страстно желают, вскоре начинает подчиняться "закону убывающего плодородия", и чем больше человек имеет, тем меньше он удовлетворен.

Во-вторых, грех вызывает чувство вины - еще одна плохая весть. Не важно, насколько убедительно человеку удается оправдать эгоизм, его неизбежное плохое обращение с вещами и другими людьми не может не породить чувство вины.

Как и физическая боль, чувство вины - это данное Богом предупреждение о том, что что-то не так и что-то нужно исправить. Если чувство вины игнорируется или подавляется, оно продолжает расти и усиливаться, и с ним приходит обеспокоенность, страх, бессонница и другие неисчислимые духовные и физические страдания. Многие люди стараются заглушить это с помощью вещей, денег, алкоголя, наркотиков, секса, путешествий или психоанализа. Они стараются уменьшить свою вину, обвиняя общество, родителей, тяжелое детство, окружающую среду, суровые моральные нормы и даже Самого Бога. Безответственные обвинения других людей и явлений лишь отягощают вину и усиливают сопровождающие ее страдания.

В-третьих, грех порождает бессмысленность, еще одну свойственную нашему времени плохую весть. Будучи захваченным в плен своим собственным эгоизмом, потворствуя сам себе, человек утрачивает цель и смысл своего существования. Жизнь превращается в бесконечные попытки заполнить пустоту, которая не может быть заполнена. Результат - отчаяние и поверхностность. На вопросы "Почему я здесь? В чем смысл жизни? В чем правда?" он находит в мире не ответы, а ложь сатаны, который творец лжи и князь существующей мировой системы (ср. Иоан. 8:44, 2 Кор. 4:4). В поэме Эдны Сент-Винсент Миллей "Элегия" человек лишь может сказать: "Жизнь должна продолжаться, я только забыл почему". Или, подобно одному из главных героев одного из романов Жана-Поля Сартра, он может в отрицании всего произнести: "Я решил убить себя, чтобы устранить хотя бы одну ненужную жизнь".

Четвертое звено в цепи греха - безнадежность, которая сопровождает бессмысленность. Болезненно эгоистичный человек теряет право на надежду и в настоящей, и в будущей жизни. Человек сознает, что смерть - это не конец, даже когда на словах отрицает это. Поэтому для безнадежного грешника смерть становится самой плохой вестью.

Каждый день миллионы детей рождаются в мире, наполненном плохими вестями. А из-за безграничного эгоизма, пронизывающего современное общество, миллионам других детей вообще не позволяют войти в этот мир. Только одна эта трагедия современного мира делает плохую весть неизмеримо ужаснее.


Джон МакАртур «Послание к Римлянам. Толкование»